ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного курса «Основы духовно- нравственной культуры народов России».
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее —
ОДНКНР) для 5—6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31
мая 2021 г. № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным,
метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для
основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и
психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость
формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит
культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовнонравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного
и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской
Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию
гражданской идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента
Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовнонравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы,
крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовнонравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное
государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире
духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с
учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурно-исторических
традиций всех народов России, духовно- нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её
истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и
углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и
закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории
российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России,
определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности,
гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с принципами
культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации,
соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между
материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его
духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические
инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного
развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности
личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина
своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное,
поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовнонравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как
часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой
принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не
конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в
содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность
терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению
культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и
формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и
содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития для 5—6 классов, когнитивным
способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественнонаучных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности
обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности
наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как
основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен
быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их
культуре, религии и историческом развитии.
Цели изучения учебного курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Целями изучения учебного курса являются:
■
формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры
(единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и
взаимодействия, взаимопроникновения
и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
■
создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к
многонациональному народу Российской Федерации;
■
формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений;
■
идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и
цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
■
овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося;
■
приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
■
развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для
достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и
материнству;
■
становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести
межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении
собственной культурной идентичности;
■
формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и
представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
■
обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие
навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
■
воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному
наследию народов России;
■
содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на
приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
■
формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли
личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской
идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в
достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
■
расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных
традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной
культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной
школы;
■
углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в
развитии современного общества;
■
формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и
религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами,
на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;
■
воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям
своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению
принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты,
способствующие взаимному обогащению культур;
■
пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к
сотрудничеству, взаимодействию на основе
■
поиска общих культурных стратегий и идеалов;
■
осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в
преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и
эгоистическими;
■
раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих
светскость и духовность;
■
формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;
■
получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с
социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социальнокультурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки
поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в
социальных и культурно-исторических процессах;
■
развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и
структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной
деятельности.
Место курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является
обязательной для изучения.
Данная программа направлена на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» в 5—6 классах.
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего образования
отводится 34 часа на каждый учебный год, не менее 1 учебного часа в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют со-бой систему ведущих целевых установок и
ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу
образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность
самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к
себе, окружающим людям и жизни в целом.
1.
Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской
гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России,
традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности .
2.
Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали,
нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их
основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию,
нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к
религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3.
Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через
развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4.
Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного вы- бора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие
ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание
основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов
России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий
(используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной
практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и
создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения
информации и её аудитории.
1.
Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
■
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы (логические УУД);
■
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач (знаково-символические / моделирование);
■
смысловое чтение;
■
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем.
2.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
■
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение (учебное сотрудничество);
■
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, моно- логической контекстной речью (коммуникация);
■
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3.
Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
■
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи
в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
(целеполагание);
■
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
(планирование);
■
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
(контроль и коррекция);
■
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения (оценка);
■
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов
действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа
мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.
5 класс (34 ч)
Календарно-тематическое планирование.
№
урока
1-2
3
4
5
Тема урока
к-во
час.
Тематический блок 1. «В мире культуры» - 3 ч
Величие многонациональной
культуры
российской
2
https://znanio.ru/me
dia/ prezentatsiya-poodnknr-tema-11
velichiemnogonatsionalnojrossijskoj-kulturyuchebnik-pod-rednfvinogradovojЧеловек - творец и носитель культуры
2628316
Тематический блок 2. «Нравственные ценности российского
народа» - 11 ч.
"Береги землю родимую, как мать любимую"
1
https://resh.edu.ru/s
pecial-course/1
Жизнь ратными подвигами полна
1
1
7
Всякий мужественный человек приносит честь
своей родине
В труде - красота человека
8
"Плод добрых трудов славен"
1
9
Люди труда
1
10
К. Циолковский – основоположник космонавтики
1
11
Бережное отношение к природе
1
12
Семья - хранитель духовных ценностей
1
13
Семья – первый трудовой коллектив
1
14
Повторительно-обобщающий урок по теме
«нравственные ценности российского народа»
1
6
ЦЭОР
1
Тематический блок 3. «Религия и культура» - 10 ч.
15
Роль религии в развитии культуры.
1
16-17
Культурное наследие христианской Руси
2
18-19
Культура ислама
2
20-21
Иудаизм и культура
2
22-23
Культурные традиции буддизма
24
Повторительно-обобщающий урок по теме
1
«религия и культура»
Тематический блок 4. «Как сохранить духовные ценности» - 3 ч
25
Забота государства о сохранении духовных
ценностей
1
26
Хранить память предков
1
27
Повторительно-обобщающий урок по теме «как
1
сохранить духовные ценности»
Тематический блок «Твой духовны мир» 7 ч
28-30
3
31
Твой духовный мир
Повторительно-обобщающий урок по теме «твой
духовный мир»
Повторительно-обобщающий урок
32-33
Итоговая контрольная работа
2
34
Твой духовный мир
1
2
1
https://znanio.ru/me
dia/ prezentatsiya-poodnknr-tema-1velichiemnogonatsionalnojrossijskoj-kulturyuchebnik-pod-rednfvinogradovoj2628316
6 класс (34 ч)
№
урок
а
Тема урока
кол
.
час.
Дата
плану
факт.
по
дата
Тематический блок 1. «Культура как социальность» - 8 ч.
1
Мир культуры: его структура
1
2
1
3
Культура
России:
многообразие
регионов
История быта как историякультуры
4
Прогресс: технический и социальный
1
5
Образование в культуре народов России
1
6
Права и обязанности человека
1
7
Общество и
религия:
нравственное
взаимодействие
Современный мир:
самое
8
1
духовно-
1
важное
1
https://znanio.ru/me
dia/ prezentatsiya-poodnknr-tema-1velichiemnogonatsionalnojrossijskoj-kulturyuchebnik-pod-rednfvinogradovoj2628316
(практическое занятие)
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» - 6 ч.
9
Каким должен быть человек? Духовно-
1
10
нравственный облик и идеал человека
Взросление человека в культуре народов
1
11
России
Религия как источник нравственности
1
12
Наука как источник знания о человеке и
1
14
человеческом
Этика и нравственность как
категории
духовной культуры
Самопознание(практическое занятие)
15
Тематический блок 3. «Человек как член общества» 10 ч.
http://atlas100.ru/
Труд делает человека человеком
1
16
Подвиг: как узнать героя?
13
1
1
1
https://navigatum.ru/
8
(практическое занятие)
17
18
Люди в обществе: духовнонравственное
взаимовлияние
Проблемы современного общества как
19
отражение его духовно-нравственного
самосознания
Духовно-нравственные ориентиры
20
21
22
23
социальных отношений
Гуманизм
как
сущностная
характеристика
духовнонравственной
культуры
народов
России
Социальные профессии;
их
важность
для
сохранения духовно-нравственного облика
общества
Выдающиеся благотворите- ли в истории
.
Благотворительность как нравственный
долг
Выдающиеся учёные России. Наука как
org/metodicheskie-
1
1
Моя
профессия
занятие)
https://profilum.ru/
https://proektoria.online/
https://proekt-pro.ru/
1
1
1
1
1
источник социального и духовного
прогресса общества
24
https://moeobrazovanie.
ru/
(практическое
http://profvibor.ru/
https://prof.foxford.r
u/?
utm_source=yandex&
ut
m_medium=cpc&utm_
campaign=acq_all_mid
_prof-searchdesktop&utm_term=п
р
офориентация&utm
_c
ontent=1428947816
9&
placement=none&net
w
ork=search&yclid=67
59939097731268607
26
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» - 10 ч.
Гражданин
1
https://resh.edu.ru/s
pecial-course/1/1
Патриотизм
1
27
Защита Родины: подвиг или долг?
1
28
Государство .
Россия — наша Родина
1
29
Гражданская
1
25
идентичность
https://www.prodlen
ka.
9
30
1
31
Моя школа и мой класс
(практическое
занятие)
Человек: какой он? (практическое
32
занятие)
Человек и культура (практическое
1
33
занятие)
Повторение и обобщение
1
34
Итоговый урок
1
1
razrabotki/544738interaktivnaja-igrapopatrioticheskomuvospi
10