Зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г. N 72264
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 8 ноября 2022 г. N 955
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ
ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И
МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, КАСАЮЩИЕСЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И
ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
В соответствии с подпунктом 4.2.30 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения
Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации,
2018, N 32, ст. 5343), и абзацем вторым пункта 30 Правил разработки, утверждения
федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений,
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г.
N 434 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 16, ст. 1942),
приказываю:
утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в некоторые приказы Министерства
образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Министр
С.С. КРАВЦОВ
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 8 ноября 2022 г. N 955
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В
НЕКОТОРЫЕ ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КАСАЮЩИЕСЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
1. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 1 февраля 2011 г., регистрационный N 19644), с изменениями,
внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29
декабря 2014 г. N 1644 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
6 февраля 2015 г., регистрационный N 35915), от 31 декабря 2015 г. N 1577
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 февраля 2016 г.,
регистрационный N 40937) и приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 11 декабря 2020 г. N 712 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный N 61828):
а) абзац пятый пункта 7 признать утратившим силу;
б) в абзаце шестнадцатом пункта 14 слова "с учетом примерной основной образовательной
программы" заменить словами "федеральной основной образовательной программой
основного общего образования";
в) дополнить новой сноской "4" к абзацу шестнадцатому пункта 14 следующего
содержания:
"<4> Часть 6.1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 39, ст. 6541).";
г) в абзаце шестом пункта 23 слова "нормативные затраты на оказание государственной
или муниципальной услуги в сфере образования" заменить словами "объем финансового
обеспечения реализации образовательной программы";
д) сноску "4" к абзацу шестому пункта 23 считать соответственно сноской "5", изложив ее
в следующей редакции:
"<5> Часть 2 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 29, ст. 5262).".
2. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования,
утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
14 ноября 2013 г., регистрационный N 30384), с изменениями, внесенными приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 21 января 2019 г. N 31
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 февраля 2019 г.,
регистрационный N 53776):
а) в подпункте 3 пункта 1.6 слово "основных" исключить;
б) пункт 1.7 изложить в следующей редакции:
"1.7. Стандарт является основой для:
1) разработки федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее федеральная программа) <3>;
2) разработки Программы;
3) разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и
нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере
дошкольного образования;
4) объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации
требованиям Стандарта;
5) формирования содержания профессионального образования и дополнительного
профессионального образования педагогических работников, а также проведения их
аттестации;
6) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития."
в) дополнить новой сноской "3" к подпункту 1 пункта 1.7 следующего содержания:
"<3> Часть 6.5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 39, ст. 6541).";
г) в абзаце первом пункта 2.5 слова "с учетом Примерных программ" заменить словами
"федеральной программой";
д) сноску "3" к абзацу первому пункта 2.5 считать сноской "4", изложив ее в следующей
редакции:
"<4> Части 6 и 6.1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 39, ст. 6541).";
е) сноску "4" к абзацу третьему пункта 2.5 считать соответственно сноской "5";
ж) пункты 2.6 и 2.7 изложить в следующей редакции:
"2.6. Содержание Программы должно обеспечивать физическое и психическое развитие
детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы,
представляющие определенные направления обучения и воспитания детей (далее образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" направлена на:
усвоение и присвоение норм, правил поведения и морально-нравственных ценностей,
принятых в российском обществе;
развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к
совместной деятельности и сотрудничеству;
формирование у ребенка основ гражданственности и патриотизма, уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в
Организации, региону проживания и стране в целом;
развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, социального и эмоционального
интеллекта, воспитание гуманных чувств и отношений;
развитие самостоятельности и инициативности, планирования и регуляции ребенком
собственных действий;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ социальной навигации и безопасного поведения в быту и природе,
социуме и медиапространстве (цифровой среде).
Образовательная область "Познавательное развитие" направлена на:
развитие любознательности, интереса и мотивации к познавательной деятельности;
освоение сенсорных эталонов и перцептивных (обследовательских) действий, развитие
поисковых исследовательских умений, мыслительных операций, воображения и
способности к творческому преобразованию объектов познания, становление сознания;
формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира,
их свойствах и отношениях;
формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии
природы Родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри природных
сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание
гуманного отношения к природе;
формирование представлений о себе и ближайшем социальном окружении, культурноисторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и
Отечества, многообразии стран и народов мира;
формирование представлений о количестве, числе, счете, величине, геометрических
фигурах, пространстве, времени, математических зависимостях и отношениях этих
категорий, овладение логико-математическими способами их познания;
формирование представлений о цифровых средствах познания окружающего мира,
способах их безопасного использования.
Образовательная область "Речевое развитие" включает:
владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения;
формирование правильного звукопроизношения;
развитие звуковой и интонационной культуры речи;
развитие фонематического слуха; обогащение активного и пассивного словарного запаса;
развитие грамматически правильной и связной речи (диалогической и монологической);
ознакомление с литературными произведениями различных жанров (фольклор,
художественная и познавательная литература), формирование их осмысленного
восприятия;
развитие речевого творчества;
формирование предпосылок к обучению грамоте.
Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" предполагает:
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы и
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);
становление эстетического и эмоционально-нравственного отношения к окружающему
миру, воспитание эстетического вкуса;
формирование элементарных представлений о видах искусства (музыка, живопись, театр,
народное искусство и другое);
формирование художественных умений и навыков в разных видах деятельности
(рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании, пении, игре на детских
музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях, словесном творчестве
и другое);
освоение разнообразных средств художественной выразительности в различных видах
искусства;
реализацию художественно-творческих способностей ребенка в повседневной жизни и
различных видах досуговой деятельности (праздники, развлечения и другое);
развитие и поддержку самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной и другое).
Образовательная область "Физическое развитие" предусматривает:
приобретение ребенком двигательного опыта в различных видах деятельности детей,
развитие психофизических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость),
координационных способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики;
формирование опорно-двигательного
ориентировки в пространстве;
аппарата,
развитие
равновесия,
глазомера,
овладение основными движениями (метание, ползание, лазанье, ходьба, бег, прыжки);
обучение общеразвивающим упражнениям, музыкально-ритмическим движениям,
подвижным играм, спортивным упражнениям и элементам спортивных игр (баскетбол,
футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис, городки, кегли и другое);
воспитание нравственно-волевых качеств (воля, смелость, выдержка и другое);
воспитание интереса к различным видам спорта и чувства гордости за выдающиеся
достижения российских спортсменов;
приобщение к здоровому образу жизни и активному отдыху, формирование представлений
о здоровье, способах его сохранения и укрепления, правилах безопасного поведения в
разных видах двигательной деятельности, воспитание бережного отношения к своему
здоровью и здоровью окружающих.
2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и
индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и
может реализовываться в различных видах деятельности:
в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение со
взрослым; двигательная (пространственно-предметные перемещения, хватание, ползание,
ходьба, тактильно-двигательные игры); предметно-манипулятивная (орудийные и
соотносящие действия с предметами); речевая (слушание и понимание речи взрослого,
гуление, лепет и первые слова); элементарная музыкальная деятельность (слушание
музыки, танцевальные движения на основе подражания, музыкальные игры).
в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность (орудийно-предметные
действия - ест ложкой, пьет из кружки и другое); экспериментирование с материалами и
веществами (песок, вода, тесто); ситуативно-деловое общение со взрослым и
эмоционально-практическое со сверстниками под руководством взрослого; двигательная
деятельность (основные движения, общеразвивающие упражнения, простые подвижные
игры); игровая (отобразительная, сюжетно-отобразительная, игры с дидактическими
игрушками); речевая (понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная
речь); изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого и
крупного строительного материала; самообслуживание и элементарные трудовые действия
(убирает игрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и другое); музыкальная
деятельность (слушание музыки и исполнительство, музыкально-ритмические движения).
для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность (сюжетно-ролевая,
театрализованная, режиссерская, строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная
и другое); общение со взрослым (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное,
внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое);
речевая (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и
монологическая
речь);
познавательно-исследовательская
деятельность
и
экспериментирование; изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и
конструирование из разных материалов по образцу, условию и замыслу ребенка;
двигательная (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные упражнения,
подвижные и элементы спортивных игр и другое); элементарная трудовая деятельность
(самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд);
музыкальная (слушание и понимание музыкальных произведений, пение, музыкальноритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).";
з) пункт 2.10 изложить в следующей редакции:
"2.10. Объем обязательной части Программы должен соответствовать федеральной
программе и быть не менее 60% от общего объема Программы; части, формируемой
участниками образовательных отношений, не более 40%. Содержание и планируемые
результаты Программы должны быть не ниже соответствующих содержания и
планируемых результатов федеральной программы <6>.";
и) дополнить новой сноской "6" к пункту 2.10 следующего содержания:
"<6> Часть 6.1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 39, ст. 6541).";
к) сноски "5" - "8" к пунктам 3.2.1, 3.4.4 и 4.3 считать соответственно сносками "7" - "10";
л) абзац третий пункта 2.11.2 изложить в следующей редакции:
"а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребенка, представленными в пяти образовательных областях, федеральной программой и с
учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного
содержания;";
м) абзац первый пункта 2.12 изложить в следующей редакции:
"2.12. Обязательная часть Программы должна соответствовать федеральной программе и
оформляется в виде ссылки на нее. Содержание и планируемые результаты Программы
должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов
федеральной программы.";
н) абзац четвертый пункта 2.13 изложить в следующей редакции:
"2) ссылка на федеральную программу;";
о) в наименовании главы III слово "основной" исключить;
п) в пункте 3.2 слова "основной образовательной программы дошкольного образования"
заменить словом "Программы";
р) пункт 3.2.9 изложить в следующей редакции:
"3.2.9. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен
соответствовать санитарным правилам и нормам СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания", утвержденным постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N
62296), действующим до 1 марта 2027 г., и санитарным правилам СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденным постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г.,
регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г.";
с) в пункте 3.5 слова "основной образовательной программы дошкольного образования"
заменить словом "Программы";
т) в пункте 3.6 "основной образовательной программы дошкольного образования"
заменить словом "Программы";
у) в наименовании главы IV слово "основной" исключить;
ф) пункт 4.6 изложить в следующей редакции:
"4.6. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в младенческом возрасте:
ребенок проявляет двигательную активность в освоении пространственной среды,
используя движения ползания, лазанья, хватания, бросания, манипулирует предметами,
начинает осваивать самостоятельную ходьбу;
ребенок эмоционально реагирует на внимание взрослого, проявляет радость в ответ на
общение со взрослым;
ребенок понимает речь взрослого, положительно реагирует на знакомых людей, имена
близких родственников;
ребенок выполняет простые просьбы взрослого, понимает и адекватно реагирует на слова,
регулирующие поведение (можно, нельзя и другое);
ребенок произносит несколько простых, облегченных слов;
ребенок активно действует с игрушками, подражая действиям взрослых (катает машинку,
кормит собачку, качает куклу);
ребенок положительно реагирует на прием пищи и гигиенические процедуры;
ребенок ориентируется в знакомой обстановке, активно действует с окружающими
предметами (открывает и закрывает дверцы шкафа, выдвигает ящики);
ребенок проявляет интерес к животным, птицам, рыбам, растениям; эмоционально
реагирует на музыку, пение, прислушивается к звучанию разных музыкальных
инструментов.
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
у ребенка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения,
начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым простые имитационные
упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и
звуковому ориентирам;
ребенок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение;
ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
играет рядом;
в игровых действиях ребенок отображает действия взрослых, их последовательность,
взаимосвязь;
ребенок эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами,
стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
ребенок владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами
и просьбами; проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за
взрослым; рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на
них;
ребенок понимает и выполняет простые поручения взрослого;
ребенок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и
назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе: различает и
называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в основных
пространственных и временных отношениях;
ребенок использует специфические, культурно фиксированные предметные действия,
знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и прочее) и умеет
пользоваться ими;
ребенок владеет основными гигиеническими навыками, простейшими навыками
самообслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно ест и другое);
ребенок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
ребенок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные
движения; ребенок эмоционально откликается на красоту природы и произведения
искусства; осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и
конструирования.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
у ребенка сформированы основные физические и нравственно-волевые качества; ребенок
владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может контролировать
свои движения и управлять ими; соблюдает элементарные правила здорового образа
жизни и личной гигиены;
ребенок соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения в различных
видах деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
ребенок способен к осуществлению социальной навигации и соблюдению правил
безопасности в реальном и цифровом взаимодействии;
у ребенка выражено стремление заниматься социально значимой деятельностью;
ребенок владеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и
сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться
и дружить со сверстниками; старается разрешать возникающие конфликты;
ребенок способен понимать свои переживания и причины их возникновения, регулировать
свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных
ситуациях, обосновывать свои ценностные ориентации;
ребенок проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям
и самому себе; стремится сохранять позитивную самооценку; способен откликаться на
эмоции близких людей, проявлять эмпатию (сочувствие, сопереживание, содействие);
ребенок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам;
интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен
наблюдать, экспериментировать;
ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в различных
деятельностях; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную
ситуации;
ребенок обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он
живет: элементарными представлениями из области естествознания, математики, истории,
искусства и спорта, информатики и инженерии и тому подобное; о себе, собственной
принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; составе семьи,
родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях; об обществе, его
национально-культурных ценностях; государстве и принадлежности к нему;
ребенок владеет речью как средством коммуникации, познания и творческого
самовыражения; знает и осмысленно воспринимает литературные произведения
различных жанров; демонстрирует готовность к обучению грамоте;
ребенок способен воспринимать и понимать произведения различных видов искусства,
проявлять эстетическое и эмоционально-нравственное отношение к окружающему миру;
владеет художественными умениями, навыками и средствами
выразительности в различных видах деятельности и искусства;
художественной
ребенок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и
личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов
детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу;
ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной
цели; демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы
готовности к школьному обучению.".
3. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденном
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г.
N 1598 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015
г., регистрационный N 35847):
а) в абзаце втором пункта 1.7 слово "примерных" заменить словом "федеральной";
б) в абзаце первом пункта 2.2 слова "с учетом примерной" заменить словом
"федеральной".
4. В федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденном приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г.,
регистрационный N 35850):
а) в абзаце первом пункта 2.2 слова "с учетом примерной" заменить словом
"федеральной";
б) в абзаце двадцатом пункта 2.8 слово "примерной" заменить словом "федеральной".
5. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования, утвержденном приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 31 мая 2021 г. N 286 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
5 июля 2021 г., регистрационный N 64100), с изменениями, внесенными приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 г. N 569
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 августа 2022 г.,
регистрационный N 69676):
а) пункт 11 признать утратившим силу;
б) пункт 12 изложить в следующей редакции:
"12. На основе ФГОС с учетом потребностей социально-экономического развития
регионов, этнокультурных особенностей населения разрабатывается федеральная
основная образовательная программа начального общего образования (далее - ФООП), в
том числе предусматривающая углубленное изучение отдельных учебных предметов.";
в) дополнить новой сноской "6.1" к пункту 12 следующего содержания:
"<6.1> Часть 6.1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 39, ст. 6541).";
г) пункт 13 изложить в следующей редакции:
"13. Содержание начального общего образования определяется программой начального
общего образования, разрабатываемой и утверждаемой Организацией самостоятельно.
Организация разрабатывает программу начального общего образования в соответствии со
ФГОС и ФООП.
Содержание
и
планируемые
результаты
разработанных
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ должны
быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФООП.";
д) пункт 14 признать утратившим силу;
е) пункт 39.2 изложить в следующей редакции:
"39.2. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы начального
общего образования должно осуществляться в объеме не ниже определенного в
соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации <19> и
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" <20>.";
ж) дополнить пункт 39.2 новыми сносками "19" и "20" следующего содержания:
"<19> Бюджетный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2022, N 45, ст. 7677).
<20> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 41,
ст. 6959.";
з) пункт 39.3 и сноску "19" к пункту 39.3 признать утратившими силу;
и) в абзаце первом пункта 43.2 слова "с учетом ПООП" заменить словами "и ФООП".
6. В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, утвержденном приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 31 мая 2021 г. N 287 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
5 июля 2021 г., регистрационный N 64101), с изменениями, внесенными приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 г. N 568
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 августа 2022 г.,
регистрационный N 69675):
а) пункт 10 признать утратившим силу;
б) пункт 11 изложить в следующей редакции:
"11. На основе ФГОС с учетом потребностей социально-экономического развития
регионов, этнокультурных особенностей населения разрабатывается федеральная
основная общеобразовательная программа - образовательная программа основного общего
образования (далее - ФООП), в том числе предусматривающая углубленное изучение
отдельных учебных предметов.".
в) дополнить новой сноской "3.1" к пункту 11 следующего содержания:
"<3.1> Часть 6.1 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 39, ст. 6541).";
г) пункт 12 изложить в следующей редакции:
"12. Содержание основного общего образования определяется программой основного
общего образования, в том числе адаптированной, разрабатываемой и утверждаемой
Организацией самостоятельно. Организация разрабатывает программу основного общего
образования, в том числе адаптированную, в соответствии со ФГОС и ФООП, в том числе
федеральными адаптированными программами основного общего образования.
При обучении обучающихся с ОВЗ Организация разрабатывает адаптированную
программу основного общего образования (одну или несколько) в соответствии со ФГОС
и федеральными адаптированными программами основного общего образования.
Содержание и планируемые результаты разработанных Организацией образовательных
программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов
ФООП.";
д) пункт 13 признать утратившим силу;
е) в абзацах четырнадцатом и шестнадцатом пункта 33.1 слова "с учетом примерных
адаптированных программ" заменить словами "в соответствии с федеральными
адаптированными программами";
ж) пункт 40.2 изложить в следующей редакции:
"40.2. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы основного
общего образования должно осуществляться в объеме не ниже определенного в
соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации <16> и
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" <17>.";
з) дополнить пункт 40.2 новыми сносками "16" и "17" следующего содержания:
"<16> Бюджетный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской
Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2022, N 45, ст. 7677).
<17> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 41,
ст. 6959.";
и) пункты 40.3, 40.4 и сноску "16" к пункту 40.4 признать утратившими силу;
к) в абзаце первом пункта 45.2 слова "с учетом ПООП" заменить словами "и ФООП";
л) в пункте 46 слово "примерных" заменить словом "федеральных".