-
-
-
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №
816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи"»;
Письмом Министерства Просвещения РФ от 19.03.2020 № ГД-39/04
«О
направлении методических рекомендаций»;
Постановлением правительства РФ от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении правил
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»;
Уставом Школы.
1.1. Местом
осуществления
образовательной
деятельности
при
реализации
образовательных программ или их частей с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий является место нахождения Школы либо
дистанционное место работы сотрудника, что определяется трудовым договором,
независимо от места нахождения обучающихся.
1.2. В Положении используются следующие понятия:
- электронное обучение (далее – ЭО) – организация образовательной деятельности с
применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации
образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку
информационных
технологий,
технических средств, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной
информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
- дистанционные образовательные технологии (далее - ДОТ) – образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением информационных и
телекоммуникационных
технологий
при
опосредованном
(на
расстоянии)
взаимодействии обучающегося и педагогического работника;
1.3. Школа вправе применять ЭО и ДОТ при реализации образовательных программ в
предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ формах получения образования и
формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик,
текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
1.4. Школа доводит до участников образовательных отношений информацию о реализации
образовательных программ или их частей с применением ЭО и ДОТ, обеспечивающую
возможность их правильного выбора.
1.5. При наличии заявления обучающегося, достигшего возраста 18 лет, родителя
(законного представителя) обучающегося об отказе в применении электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ по программам начального общего, основного общего, среднего общего
образования Школа обязана осуществлять обучение по таким образовательным
программам такого обучающего без применения электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий. Порядок обучения такого обучающегося определяется
локальными нормативными актами Школы. Решение о реализации образовательных
программ и проведении промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и
итоговой аттестации по программам начального общего, основного общего, среднего
2
общего образования с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий принимается Школой совместно со всеми участниками
образовательных отношений путем издания локального нормативного акта в
установленном порядке.
1.6. При реализации образовательных программ или их частей с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Школа:
- обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки
педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных
работников;
- оказывает учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме
индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием
информационных и телекоммуникационных технологий;
- самостоятельно определяет соотношение объема занятий, проводимых путем
непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и
учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий;
- ведет учет и осуществляет хранение результатов образовательного процесса и
внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой
форме в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ
«О персональных данных», Федерального закона от 22.10.2004 25-ФЗ «Об архивном
деле в Российской Федерации».
1.7. При реализации образовательных программ или их частей с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Школа вправе не
предусматривать учебные занятия, проводимые путем непосредственного взаимодействия
педагогического работника с обучающимся в аудитории.
1.8. При реализации образовательных программ или их частей с применением
исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Школы самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций:
- создает условия для функционирования электронной информационно-образовательной
среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их
частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся;
- обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой
осуществляется Школой самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения
мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.
2. Цели и задачи
2.1. Основной целью реализации обучения с применением ЭО и ДОТ в Школе является
предоставление возможности освоения программ начального, основного, среднего общего
образования и дополнительных образовательных программ непосредственно по месту
жительства или его временного пребывания (нахождения), а также предоставление условий
для обучения с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных
возможностей и состояния здоровья обучающихся, обучение по индивидуальному
учебному плану при закреплении материала, освоении новых тем по предметам и
выполнении самостоятельной работы.
2.2. Обучение с применением ЭО и ДОТ способствует решению следующих задач:
- предоставление равного доступа к полноценному образованию всем категориям
обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и
3
-
-
потребностями, независимо от местонахождения и времени;
повышение качества, доступности и конкурентоспособности образования путем
сочетания традиционных технологий обучения, электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий в соответствии с информационнообразовательными потребностями обучающихся;
формированию потребности обучающегося в саморазвитии и самообразовании;
создание условий здоровьесберегающей индивидуализации образования, поддержки
одаренных детей и детей с ОВЗ, воспитания гармонично развитой и социально
ответственной личности.
3. Участники образовательного процесса
3.1. Участниками образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ являются:
обучающиеся, педагогические, административные работники Школы, родители (законные
представители) обучающихся.
3.2. Права и обязанности обучающихся, осваивающих общеобразовательные программы с
использованием ЭО и ДОТ, определяются законодательством Российской Федерации.
3.3. Педагогические работники, осуществляющие обучение с использованием ЭО и ДОТ,
вправе применять имеющиеся печатные, электронные средства обучения или создавать
собственные. Разработанные курсы должны соответствовать содержанию ФГОС.
4. Организация образовательного процесса с применением ЭО и ДОТ
4.1. Организация образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ основана на
принципах:
- доступности – предоставление всем обучающимся возможности освоения программ
общего и дополнительного образования непосредственно по месту жительства или
временного пребывания;
- персонализации – создание условий (педагогических, организационных и
технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории
обучающегося;
- интерактивности – возможности систематических контактов всех участников
образовательного процесса с помощью информационно-образовательной среды;
- адаптивности – использование учебных материалов нового поколения, содержащих
цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что
способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения учебных
занятий с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых
средств обучения;
- гибкости – возможности участникам образовательного процесса работать в
необходимом для них темпе и в удобное время;
- оперативности и объективности оценивания образовательных достижений
обучающихся.
4.2. При организации обучения с применением ЭО и ДОТ в соответствии с целями и
задачами изучаемой образовательной программы и возрастными особенностями
обучающихся могут использоваться рекомендованные образовательные ресурсы.
4.3. Педагогические работники разрабатывают необходимый контент, обеспечивающий
реализацию образовательных программ или их частей. Допускается использование
персональных сайтов или образовательных платформ для размещения электронных
образовательных ресурсов и уроков с применением ДОТ. В процессе обучения с
использованием ЭО и ДОТ допустимо использовать традиционные информационные
4
источники, в том числе учебники, учебные пособия, хрестоматии, энциклопедические и
словарно-справочные материалы и пр. в соответствии с осваиваемой образовательной
программой.
4.4. Обучение с применением ЭО и ДОТ может осуществляться как по отдельным
учебным предметам, включенным в учебный план, так и по всему комплексу предметов
учебного плана основной образовательной программы Школы.
4.5. Обучение с применением ЭО и ДОТ может быть организовано в формахчат-занятий,
веб-занятий (дистанционные уроки, лабораторные работы, практикумы и другие формы
учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других
возможностей Интернет), консультаций для индивидуального взаимодействия учителя с
обучающимся (могут быть очными (on-line) и заочными (offline)), переписки через
электронную почту, общение в чатах.
4.6. Образовательный процесс, реализуемый с применением ЭО и ДОТ, предусматривает
обязательную самостоятельную работу обучающихся. Самостоятельная работа
обучающихся может включать следующие организационные формы:
- работа с учебником (в электронном и печатном виде);
- просмотр видеоуроков;
- прослушивание аудиозаписей;
- компьютерное тестирование;
- выполнение предложенных учителем заданий, различных видов работ в ходе
текущего контроля;
- изучение печатных и других учебных и методических материалов и др.
4.7. Обучение с применением ЭО и ДОТ включает проведение лабораторных,
практических занятий, а также текущего, промежуточного и итогового контроля.
4.8. Организация обучения с использованием ЭО и ДОТ осуществляется в соответствии с
учебным планом ООП (НОО, ООО, СОО) Школы, утвержденным расписанием занятий и
предметными рабочими программами.
4.9. Объем заданий и видов самостоятельной деятельности обучающихся определяется в
соответствии с требованиями СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на
занятии
Время деятельности в
зависимости от класса, мин.
Вид непрерывной деятельности
1–2-й
класс
3–4-й
класс
5–7-й
класс
8–11-й
класс
10
15
20
25
15
20
25
30
15
20
25
30
Работа с изображением на индивидуальном мониторе
компьютера и клавиатурой
15
15
20
25
Прослушивание аудиозаписи
20
20
25
25
Просмотр
статических
отраженного свечения
изображений
на
экранах
Просмотр телепередач
Просмотр динамических
отраженного свечения
изображений
на
экранах
5
Прослушивание аудиозаписи в наушниках
10
15
20
25
Общее время работы за компьютером не должно превышать: в 1–2-м классе – 20
минут, 4-м – 25 минут, 5–6-м – 30 минут, 7–11-м – 35 минут.
4.10. При организации обучения с использованием ЭО и ДОТ время проведения урока
может быть сокращено до 30 минут.
4.11. Содержание обучения с применением ЭО и ДОТ соответствует содержанию
основной образовательной программе Школы соответствующего уровня образования
(НОО, ООО, СОО). Перечень ЭОР, информационных ресурсов фиксируется в
тематическом планировании предметной рабочей программы и заносится учителем в
электронный журнал.
Особенности организации обучения с применением ЭО и ДОТ в
начальных классах
4.12. При организации обучения с применением ЭО и ДОТ в начальных классах возможно
использование как традиционных средств обучения: учебники, учебные пособия, рабочие
тетради, хрестоматии, задачники, энциклопедические и словарно-справочные материалы,
прикладные программные средства и пр., так и специализированных ресурсов
информационно-коммуникационной сети «Интернет» в соответствии с целями и задачами
образовательной программы, характеристиками учебного предмета и возрастными
особенностями обучающихся.
4.13. Обучающимся начальных классов следует предлагать такие формы работы и виды
деятельности, с которыми он сможет справиться самостоятельно, например, работу с
учебником, учебными пособиями и рабочими тетрадями (при наличии).
4.14. При определении объема заданий и видов самостоятельной деятельности
обучающихся начальных классов следует руководствоваться требованиями СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях.
Продолжительность непрерывного использования в образовательной деятельности
технических средств устанавливается согласно таблице:
Непрерывная деятельность (мин.), не более
Классы
просмотр
статических
изображений на
учебных досках и
экранах
просмотр
телепередач
отраженного
свечения
1-2
3-4
10
15
15
20
просмотр
динамических
изображений
на
экранах
работа с
изображением
на
индивидуальном
мониторе
отраженного
свечения
компьютера и
клавиатурой
15
20
15
15
прослушивание
аудиозаписи
прослушивание
аудиозаписи в
наушниках
20
20
10
15
При назначении заданий обучающимся следует исходить из того, чтобы их
выполнение не превышало возможную продолжительность урока (не более 45 минут во 2-4
класса, 35 минут в 1 классе). Однако продолжительность онлайн-занятия, а также время
самостоятельной работы младших школьников за компьютером, планшетом или другим
электронным носителем не должно превышать 20-25 минут. При работе на компьютере для
профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических
6
мероприятий в соответствии с СанПиН.
4.15. Внеурочные занятия с использованием компьютера рекомендуется проводить не
чаще двух раз в неделю общей продолжительностью:
- для обучающихся II–V классов – не более 60 мин;
- для обучающихся VI классов и старше – не более 90 мин.
4.16. При организации обучения с использованием ДОТ обучающихся начальных классов
классный руководитель, учитель-предметник осуществляет взаимодействие с родителями
(законными представителями) на постоянной основе.
4.17. Подключение первоклассников к электронным средствам обучения в сети Интернет
самостоятельно, без участия родителей не рекомендуется.
4.18. Результаты учебной деятельности обучающихся при организации обучения с
использованием ЭО и ДОТ учитываются в документации Школы в соответствии с
рекомендациями по учёту и хранению учебных достижений обучающихся.
4.19. Школа организует повышение квалификации педагогических работников для
обеспечения уровня их подготовки соответственно применяемым технологиям.
5. Учебно-методическое обеспечение
5.1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий включает электронные
информационные образовательные ресурсы (ЭИОР), размещенные на электронных
носителях и/или в электронной среде поддержки обучения, разработанные в соответствии с
требованиями ФГОС, локальными документами Школы.
5.2.
Учебно-методическое
обеспечение
должно
обеспечивать
организацию
самостоятельной работы обучающегося, включая обучение и контроль знаний
обучающегося (самоконтроль, текущий контроль), тренинг путем предоставления
обучающемуся необходимых (основных) учебных материалов, специально разработанных
для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
5.3. В состав учебно-методического обеспечения учебного процесса с применением ЭО,
ДОТ входят:
- рабочая программа;
- методические указания для обучающихся, включающие теоретические сведения,
информационные ресурсы поддержки обучения, перечень видов работ, график
выполнения работ и контрольных мероприятий, примеры решений;
-
-
-
электронные информационные образовательные ресурсы (ЭИОР), размещенные на
электронных носителях и/или в электронной среде поддержки обучения,
разработанные в соответствии с требованиями ФГОС, локальными документами
Школы;
текстовые – электронный и/или печатный вариант учебника, учебного пособия или
его
фрагмента, литературных
произведений,
научно-популярныеи
публицистические тексты, представленные в электронной форме, тексты
электронных/печатных словарей и энциклопедий;
аудио – аудиозапись теоретической части, практического занятия или иного вида
учебного материала;
видео – видеозапись теоретической части, демонстрационный анимационный
ролик;
программный продукт, в том числе мобильные приложения.
6. Техническое и программное обеспечение
7
6.1. Техническое обеспечение применения ЭО, ДОТ включает:
- серверы для обеспечения хранения и функционирования программного и
информационного обеспечения;
- средства вычислительной техники и другое оборудование, необходимое для
обеспечения эксплуатации, развития, хранения программного и информационного
обеспечения, а также доступа к ЭИОР преподавателей и обучающихся Школы;
- коммуникационное оборудование, обеспечивающее доступ к ЭИОР через локальные
сети и сеть интернет.
6.2. Программное обеспечение применения электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий включает:
- систему дистанционного обучения с учетом актуальных обновлений и программных
дополнений, обеспечивающую разработку и комплексное использование
электронных ресурсов;
- электронные системы персонификации обучающихся;
- программное обеспечение, предоставляющее возможность организациивидеосвязи;
- серверное программное обеспечение, поддерживающее функционирование сервера и
связь с электронной информационно-образовательной средой через сеть интернет;
- дополнительное программное обеспечение для разработки электронных
образовательных ресурсов.
7. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся
7.1. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся проводится в
соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке проведения текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
7.2. Результаты текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся
фиксируются в электронном журнале.
8. Права и обязанности участников образовательного процесса при организации
обучения с применением ЭО и ДОТ
8.1. Права и обязанности всех участников образовательного процесса соответствуют и
закреплены в:
- Федеральном законе от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;
- а также регулируются данным Положением (Приложение 1).
9. Обучение с применением ЭО и ДОТ детей с ОВЗ
9.1.Обучение с применением ЭО и ДОТ детей с ОВЗ организуется в соответствии с
методическими рекомендациями для педагогов и родителей по дистанционному
обучению детей с ОВЗ, разработанными Министерством просвещения Российской
Федерации совместно с Институтом коррекционной педагогики. Документы содержат
рекомендации по составлению расписания, инструкции для педагогов-дефектологов и
психологов, советы для родителей.
9.2.Обучать детей с ОВЗ с применением ЭО и ДОТ можно только после предварительной
работы психолога. Рекомендуется присутствие педагога-психолога на онлайн занятии.
8
Расписание онлайн-уроков для детей с ОВЗ составляют с учетом особенностей детей.
Урок для детей с ОВЗ не должен превышать 10–15 минут, аколичество уроков в
день – не более 4-х.
9
Приложение 1
Регламент организации обучения с применением ЭО и ДОТ
Администрация Школы:
1. Осуществляет учет обучающихся, осваивающих образовательную программу
непосредственно с применением дистанционных образовательных технологий.
2. Осуществляет мониторинг необходимого технического обеспечения учителя для
организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных
технологий (планшет-ноутбук-компьютер, интернет, необходимые приложения).
Обеспечивает учителей необходимым оборудованием.
3. Определяет набор электронных ресурсов, приложений, которые допускаются к
использованию в учебном процессе. Определяет ресурсы для организации обучения с
использованием дистанционных образовательных технологий по каждой параллели,
каждому классу и каждому учебному предмету, при возможности определяет
обучающимся одной параллели один набор ресурсов.
4. Информирует всех участников образовательного процесса о возможных механизмах
использования ресурсов для организации обучения с использованием дистанционных
образовательных технологий.
5. Корректирует расписание занятий с учетом возможности проведения уроков,
объединяя классы вместе, в целях эффективного использования учительских ресурсов при
организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, а
также с целью профилактики перегрузки обучающихся.
6. Утверждает расписание и график обучения с применением дистанционных
образовательных технологий, включая регулярные видео-чаты (уроки с использованием
ВКС, вебинары и т.д.); контрольные мероприятия (тесты, зачётные работы), график
отправки и приёма домашних заданий, часы консультаций.
7. Закрепляет (в случае необходимости) учебные предметы по дням недели,
сгруппировав учебный материал крупными блоками. Например, литература, история и т.д.
могут проводится дистанционно один раз в неделю, математика, русский язык, английский
язык - два-три раза в неделю.
8. Разрабатывает (в случае необходимости) Положение о промежуточной аттестации
обучающихся при организации образовательного процесса с применением дистанционных
образовательных технологий.
9. Осуществляет регулярный контроль организации процесса обучения с
использованием ДОТ и ЭО.
Классный руководитель:
1. Осуществляет учет обучающихся, осваивающих образовательную программу
непосредственно с применением дистанционных образовательных технологий.
2. Осуществляет мониторинг необходимого технического обеспечения учащихся для
организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных
технологий (наличие компьютера-ноутбука-планшета-телефона с выходом в интернет;
электронной почты обучающегося и родителей; ресурсы для видео-взаимодействия).
3. Осуществляет контроль взаимодействия всех учащихся класса с учителямипредметниками.
10
4. В случае полного перехода в режим обучения с использованием ДОТ и ЭО не реже
одного раза в два дня (а в 5 - 6 классах чаще) проводит «видео часы общения» (20 - 30
минут) с учащимися класса.
5. Определяет (совместно с психологом) тематику внеурочных мероприятий для
формирования учебной мотивации обучающихся, поддержки и формирования учебной
самостоятельности.
6. Взаимодействует с родителями/законными представителями (мессенджеры, чат,
электронная почта, телефонная связь) по вопросам организации ДО.
Учитель-предметник :
1. Определяет набор электронных ресурсов, приложений для организации
дистанционной формы обучения по учебному предмету. Определяет средства
коммуникации; почта, чат, электронный журнал; формат проведения видео уроков;
периодичность, график проведения оценочных мероприятий и домашнего задания;
перечень учебной литературы, дополнительных источников; способы организации
обратной связи, рефлексии.
2. Определяет учебный материал для своего учебного предмета и оформляет изучаемый
учебный материал в электронной образовательной среде учреждения (цели и задачи
изучения, основная учебная и дополнительная литература, ссылки на образовательные
ресурсы, лабораторные и проектные работы, задания для самостоятельной/домашней
работы с учетом разноуровневой подготовки учащихся, контрольно-оценочные задания,
критерии их оценивания).
3. Определяет допустимый объём домашних заданий на временной интервал, который
определяет школа в дистанционной форме обучения, при необходимости укрупняя
домашние задания (один-два раза в неделю в зависимости от учебного предмета), а также
определяет формат выполнения домашних заданий в виде творческих и проектных работ;
организует групповые работы учащихся класса с дистанционным взаимодействием.
4. Заранее размещает ссылки на учебный материал к уроку в электронном журнале, а
также ссылки на он-лайн сервисы синхронного сопровождения урока и/или оказания
асинхронной учебно-методической помощи учащимся.
5. Осуществляет процесс обучения с использованием дистанционных образовательных
технологий в соответствии с принятой утвержденным учебным планом и КТП по своему
предмету.
6. Проводит оценивание качества освоения учащимися образовательной программы в
соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся».
7. Заполняет электронный журнал с соответствии с КТП, выставляет отметки по
результатам выполнения заданий самостоятельной работы и контрольно-оценочных
заданий в электронный журнал в соответствии с «Положением о ведении электронного
журнала».
8. Информирует классного руководителя/администрацию учреждения в случае
серьезных нарушений выполнения учебной программы со стороны учащегося.
11
Учащийся:
1. Изучает учебный материал, выполняет задания самостоятельной работы в
соответствии с учебным планом и учебным расписанием, отраженным в электронном
дневнике учащегося.
2. Направляет в установленные педагогом сроки результаты самостоятельной работы
через определенные педагогом каналы обратной связи.
3. Участвует в online-консультациях, вебинарах, видеоуроках, определенных педагогом.
Родитель (законный представитель):
1. Организует рабочее место ребенка для полноценной учебной деятельности с
использованием ЭО и ДОТ.
2. Систематически контролирует выполнение ребенком заданий, предоставленных в
режиме обучения с применением ЭО и ДОТ.
3. Отслеживает информацию об изменениях в режиме ДО, размещенного на сайте
Школы, в электронном дневнике.
4. Взаимодействует с классным руководителем (мессенджеры, чат, электронная почта,
телефонная связь) по вопросам организации ДО.
12