Пояснительная записка к учебному плану
для обучающихся 7 класса
по адаптированной основной образовательной программе
с задержкой психического развития (вариант 7)
МКОУ «Светлоярская средняя школа № 2 имени Ф.Ф. Плужникова»
на 2025-2026 учебный год.
Учебный план для обучающихся 7 класса с задержкой психического развития
(вариант 7) разработан на основе требований следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача от
28.01.2021 № 2;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1025 "Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Методические рекомендации по обеспечению возможности освоения основных
образовательных программ обучающихся 5-11 классов по индивидуальному
учебному плану (Письмо Минпросвещения России от 26.02.2021 N 03-205);
Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с ОВЗ
МКОУ «Светлоярская СШ №2 им.Ф.Ф.Плужникова».
Содержание основного общего образования обучающихся с ЗПР реализуется
преимущественно за счёт введения учебных предметов, обеспечивающих целостное
восприятие мира, с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей, а
также коррекционных курсов, направленных на коррекцию недостатков физической и
(или) психической сферы.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
образовательных организациях, реализующих АООП ООО, и учебное время, отводимое
на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана
отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей
современного образования обучающихся с ЗПР:
формирование у обучающихся нравственных убеждений, эстетического вкуса и
здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического
общения, овладение основами наук, государственным языком Российской
Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей,
интересов, способностей к социальному самоопределению;
обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых
установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых
личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и
состояния здоровья;
выявление и развитие способностей обучающихся с ЗПР, их интересов
посредством включения их в деятельность клубов, секций, студий и кружков,
включения в общественно полезную деятельность, в том числе с
использованием возможностей образовательных организаций дополнительного
образования;
организация социального и учебно-исследовательского проектирования,
профессиональной ориентации обучающихся при поддержке педагогических
работников, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми
предприятиями, организациями профессионального образования, центрами
профессиональной работы;
создание условий для сохранения и укрепления физического, психологического
и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
В обязательную часть учебного плана входят следующие обязательные
предметные области:
«Русский язык и литература» (русский язык и литература)
«Иностранные языки» (английский язык в обязательной части учебного плана)
«Математика и информатика» (математика, информатика)
«Общественно-научные предметы» (история, обществознание, география)
«Естественно-научные предметы» (физика, биология)
«Искусство» (музыка, изобразительное искусство)
«Технология» (труд (технология))
«Физическая культура» (адаптивная физическая культура).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных
потребностей каждого обучающегося. Время, отводимое на данную часть, внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся использовано на изучение
учебных предметов, не представленных в обязательной части учебного плана,
коррекционно-развивающую работу и внеурочную деятельность.
Коррекционно-развивающая
область
представлена
коррекционноразвивающими занятиями (психокоррекционными), направленными на коррекцию
дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных
условиях: занятия с педагогом- психологом по 3 часа в неделю; учителем-логопедом по 2 часа в неделю. На индивидуальные коррекционные занятия отводится 15-20 мин.,
на групповые занятия - 35-40 минут
Сроки освоения АООП ООО (вариант 7) обучающимися с ЗПР составляют 5 лет
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней. Пятидневная
рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья
обучающихся. Обучение проходит в одну смену. Продолжительность учебного года на
второй ступени общего образования составляет 34 недели Продолжительность урока в
5-9 классах 40 минут. Для учащихся, обучающихся в условиях общеобразовательной
школы по АООП ООО для детей с ОВЗ ЗПР (вариант 7) организовано обучение внутри
класса, т.е. обучение в классе со своей возрастной группой. Кроме того обучающийся с
ОВЗ вовлекается с классом своей возрастной группы во внеклассные и общешкольные
мероприятия, являясь полноправным членом данного классного коллектива.
Согласно учебному плану максимальная недельная нагрузка – 40 часов.
Формы проведения промежуточной аттестации
Освоение учебного плана сопровождается текущим контролем успеваемости и
промежуточной аттестацией обучающихся. Порядок текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся на основании ч.1 ст.58
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» регламентируется Положением о формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся. Сроки
промежуточной аттестации регламентируются Календарным учебным графиком,
графиком оценочных процедур школы на текущий учебный год.
Классы
7 класс
Предметы
Русский язык
Литература
Английский язык
Математика
(алгебра,
геометрия, вероятность и
статистика)
Информатика
История
География
Физика
Биология
Музыка
Изобразительное искусство
Труд (технология)
Адаптивная физическая
культура
Формы проведения
промежуточной аттестации
Всероссийская проверочная работа
Диктант с грамматическим заданием
Контрольное тестирование
Диагностика навыков чтения
Работа с текстом
Всероссийская проверочная работа
Комплексная контрольная работа
Всероссийская проверочная работа
Контрольная работа
Всероссийская проверочная работа
Контрольное тестирование
Всероссийская проверочная работа
Контрольное тестирование
Всероссийская проверочная работа
Контрольное тестирование
Всероссийская проверочная работа
Контрольное тестирование
Всероссийская проверочная работа
Контрольное тестирование
Творческая работа
Творческая работа
Тестирование
Тестирование физической
подготовленности/ творческая работа
План внеурочной деятельности на 2025-2026 учебный год
Направление внеурочной
деятельности
Программа
Форма
организации
внеурочной
Классы/
часы
деятельности
7
Информационнопросветительские занятия
патриотической, нравственной и
экологической направленности
«Разговоры о
важном»
Разговор или
беседа с
обучающимися
1
Внеурочная деятельность по
формированию функциональной
грамотности (читательской,
математической, естественнонаучной, финансовой)
Основы
функциональной
грамотности
Метапредметный
кружок
1
Внеурочная деятельность по
развитию личности, ее
способностей, удовлетворению
образовательных потребностей и
интересов, самореализации
обучающихся, в том числе
одаренных
Музейное дело
Кружок
1
ЮИД
Кружок
1
Азбука здоровья. Кружок
Разговоры о
правильном
питании
1
Занятия, направленные на
Школьный театр
удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в
Гандбол
творческом и физическом
развитии, помощь в
Футбол
самореализации, раскрытии и
развитии способностей и талантов
Кружок
1
Секция
1
Секция
1
Внеурочная деятельность по
организации деятельности
ученических сообществ
(подростковых коллективов)
Ученический
совет
Объединение
1
Движение
первых
Объединение
1
Недельный объем внеурочной деятельности
10
Объем внеурочной деятельности за год
340
Учебный план для обучающихся 7 класса
по адаптированной основной образовательной программе
с задержкой психического развития (вариант 7)
МКОУ «Светлоярская средняя школа № 2 имени Ф.Ф. Плужникова»
2025-2026 учебный год
(основное общее образование)
Образовательные области
Учебные
предметы
Обязательная часть
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Иностранный (английский
язык)
Математика и информатика Алгебра
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
Общественно-научные
История
предметы
География
Естественно-научные
Физика
предметы
Биология
Искусство
Изобразительное
искусство
Музыка
Технология
Труд (технология)
Физическая культура
Адаптивная
физическая
культура
Русский язык и литература
Обязательный объем недельной учебной нагрузки
обучающегося
Предельно допустимая недельная учебная нагрузка
обучающегося
Коррекционно-развивающая область (коррекционные
занятия)
Коррекционные занятия с педагогом - психологом
Коррекционные занятия с учителем - логопедом
Внеурочная деятельность
Итого
Учебная
нагрузка,
час/неделя
4
2
3
3
2
1
1
3
2
2
1
1
1
2
2
30
32
5
3
2
5
40