Пояснительная записка к учебному плану
для обучающихся 6 класса
по адаптированной основной образовательной программе
с задержкой психического развития (вариант 7)
МКОУ «Светлоярская средняя школа № 2 имени Ф.Ф. Плужникова»
на 2024-2025 учебный год.
Учебный план для обучающихся 6 класса с задержкой психического развития
(вариант 7) разработан на основе требований следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача от
28.01.2021 № 2;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1025 "Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Методические рекомендации по обеспечению возможности освоения основных
образовательных программ обучающихся 5-11 классов по индивидуальному
учебному плану (Письмо Минпросвещения России от 26.02.2021 N 03-205);
Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с ОВЗ
МКОУ «Светлоярская СШ №2 им.Ф.Ф.Плужникова».
Содержание основного общего образования обучающихся с ЗПР реализуется
преимущественно за счёт введения учебных предметов, обеспечивающих целостное
восприятие мира, с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей, а
также коррекционных курсов, направленных на коррекцию недостатков физической и
(или) психической сферы.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
образовательных организациях, реализующих АООП ООО, и учебное время, отводимое
на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана
отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей
современного образования обучающихся с ЗПР:
формирование у обучающихся нравственных убеждений, эстетического вкуса и
здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического
общения, овладение основами наук, государственным языком Российской
Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей,
интересов, способностей к социальному самоопределению;
обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых
установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых
личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и
возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и
состояния здоровья;
выявление и развитие способностей обучающихся с ЗПР, их интересов
посредством включения их в деятельность клубов, секций, студий и кружков,
включения в общественно полезную деятельность, в том числе с
использованием возможностей образовательных организаций дополнительного
образования;
организация социального и учебно-исследовательского проектирования,
профессиональной ориентации обучающихся при поддержке педагогических
работников, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми
предприятиями, организациями профессионального образования, центрами
профессиональной работы;
создание условий для сохранения и укрепления физического, психологического
и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
В обязательную часть учебного плана входят следующие обязательные
предметные области:
«Русский язык и литература» (русский язык и литература)
«Иностранные языки» (английский язык в обязательной части учебного плана)
«Математика и информатика» (математика)
«Общественно-научные предметы» (история, обществознание, география)
«Естественно-научные предметы» (биология)
«Искусство» (музыка, изобразительное искусство)
«Технология» (труд (технология))
«Физическая культура» (адаптивная физическая культура).
Образовательная область «Русский язык и литература» представлена двумя
учебными предметами. Учебный предмет «Русский язык» изучается в 6-х классах по 6
часов в неделю (204 часов в год). Учебный предмет «Литература» изучается по 3 часа в
неделю (102 часа в год).
Учебный предмет «Иностранный язык (английский)» изучается в 6-х классах по 3
часа в неделю (102 часа в год).
Образовательная область «Математика и информатика» представлена учебным
предметом «Математика», который изучается по 5 часов в неделю (170 часов в год).
Образовательная область «Общественно-научные предметы» представлена
учебными предметами «История», «Обществознание», «География».
«История»
изучается по 2 часа в неделю (по 68 часов в год), «Обществознание» и «География»
изучается по 1 часу в неделю ( 34 часа в год).
Образовательная область «Естественно-научные предметы» представлена в
учебном плане предметом «Биология». Учебный предмет «Биология» в 6 - х классах
изучается по 1 часу в неделю (34 часа в год).
В образовательной области «Искусство» изучаются учебные предметы «Музыка»
и «Изобразительное искусство». Учебный предмет «Музыка» изучается в 6 – х классах
по 1 часу в неделю (34 часа в год). Учебный предмет «Изобразительное искусство»
изучается в 6 –х классах по 1 часу в неделю (34 часа в год).
В образовательную область
«Технология» включены: в 5-х классах
традиционный модуль «Технический труд» или «Обслуживающий труд», включающий
в себя основные области трудовой деятельности человека. Учебный предмет «Труд
(технология)» в 6 –х классах изучается по 2 часа в неделю (68 часов в год).
В образовательной области «Физическая культура» изучается учебный предмет
«Адаптивная физическая культура» по 2 часа в неделю (68 часов в год).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных
потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных
потребностей каждого обучающегося. Время, отводимое на данную часть, внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся использовано на изучение
учебных предметов, не представленных в обязательной части учебного плана,
коррекционно-развивающую работу и внеурочную деятельность.
В соответствии с ориентацией образовательной программы школы на
формирование информационной компетентности выпускника основной школы,
образовательным заказом родителей в 6-х классах из школьного компонента введен
учебный предмет «Введение в информатику» по 1 часу в неделю (34 часа в год).
Изучение учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» (ОДНКНР) должно обеспечить знание основных норм морали, культурных
традиций народов России, формирование представлений об исторической роли
традиционных религий и гражданского общества в становлении российской
государственности. Обучение ОДНКНР ведется по 1 часу в неделю (34 часа в год).
Коррекционно-развивающая
область
представлена
коррекционноразвивающими занятиями (психокоррекционными), направленными на коррекцию
дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных
условиях: занятия с педагогом- психологом по 3 часа в неделю; учитеем-логопедом по 2 часа в неделю. На индивидуальные коррекционные занятия отводится 15-20 мин.,
на групповые занятия - 35-40 минут
Сроки освоения АООП ООО (вариант 7) обучающимися с ЗПР составляют 5 лет
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней. Пятидневная
рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья
обучающихся. Обучение проходит в одну смену. Продолжительность учебного года на
второй ступени общего образования составляет 34 недели Продолжительность урока в
5-9 классах 40 минут. Для учащихся, обучающихся в условиях общеобразовательной
школы по АООП ООО для детей с ОВЗ ЗПР (вариант 7) организовано обучение внутри
класса, т.е. обучение в классе со своей возрастной группой. Кроме того обучающийся с
ОВЗ вовлекается с классом своей возрастной группы во внеклассные и общешкольные
мероприятия, являясь полноправным членом данного классного коллектива.
Согласно учебному плану максимальная недельная нагрузка – 40 часов.
Формы проведения промежуточной аттестации
Освоение учебного плана сопровождается текущим контролем успеваемости и
промежуточной аттестацией обучающихся. Порядок текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся на основании ч.1 ст.58
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» регламентируется Положением о формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся. Сроки
промежуточной аттестации регламентируются Календарным учебным графиком,
графиком оценочных процедур школы на текущий учебный год.
Классы
6 класс
Предметы
Русский язык
Формы проведения
промежуточной аттестации
Всероссийская проверочная работа
Литература
Английский язык
Математика
Введение в информатику
История
Обществознание
ОДНКНР
География
Биология
Музыка
Изобразительное искусство
Труд (технология)
Физическая культура
Диктант с грамматическим заданием
Контрольное тестирование
Диагностика навыков чтения
Работа с текстом
Комплексная контрольная работа
Всероссийская проверочная работа
Контрольная работа
Контрольное тестирование
Всероссийская проверочная работа
Контрольное тестирование
Контрольное тестирование
Проектно-исследовательская работа
Контрольное тестирование
Всероссийская проверочная работа
Контрольное тестирование
Творческая работа
Творческая работа
Тестирование
Тестирование физической
подготовленности/ творческая работа
План внеурочной деятельности на 2024-2025 учебный год
Направление внеурочной
деятельности
Программа
Форма
организации
внеурочной
деятельности
Классы/
часы
6
Информационнопросветительские занятия
патриотической, нравственной и
экологической направленности
«Разговоры о
важном»
Разговор или
беседа с
обучающимися
1
Внеурочная деятельность по
формированию функциональной
грамотности (читательской,
математической, естественнонаучной, финансовой)
Основы
функциональной
грамотности
Метапредметный
кружок
1
Внеурочная деятельность по
развитию личности, ее
способностей, удовлетворению
образовательных потребностей и
интересов, самореализации
обучающихся, в том числе
одаренных
Музейное дело
Кружок
1
ЮИД
Кружок
1
Азбука здоровья. Кружок
Разговоры о
правильном
питании
1
Занятия, направленные на
Школьный театр
удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в
Гандбол
творческом и физическом
развитии, помощь в
Футбол
самореализации, раскрытии и
развитии способностей и талантов
Кружок
1
Секция
1
Секция
1
Внеурочная деятельность по
организации деятельности
ученических сообществ
(подростковых коллективов)
Ученический
совет
Объединение
1
Движение
первых
Объединение
1
Недельный объем внеурочной деятельности
10
Объем внеурочной деятельности за год
340
Учебный план для обучающихся 6 класса
по адаптированной основной образовательной программе
с задержкой психического развития (вариант 7)
МКОУ «Светлоярская средняя школа № 2 имени Ф.Ф. Плужникова»
2024-2025 учебный год
(основное общее образование)
Образовательные области
Учебные
предметы
Обязательная часть
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Иностранный (английский
язык)
Математика и информатика Математика
Общественно-научные
История
предметы
Обществознание
География
Естественно-научные
Биология
предметы
Искусство
Изобразительное
искусство
Музыка
Технология
Труд (технология)
Физическая культура
Адаптивная
физическая
культура
Русский язык и литература
Обязательный объем недельной учебной нагрузки
обучающегося
Часть, формируемая участниками
образовательного процесса
Введение в информатику
Основы духовно-нравственной культуры народов России
Предельно допустимая недельная учебная нагрузка
обучающегося
Коррекционно-развивающая область (коррекционные
занятия)
Коррекционные занятия с педагогом - психологом
Коррекционные занятия с учителем - логопедом
Внеурочная деятельность
Итого
Учебная нагрузка,
час/неделя
6
3
3
5
2
1
1
1
1
1
2
2
28
1
1
30
5
3
2
5
40